Компания осуществляет разработку и постановку продукции на производство в соответствии с ГОСТ 15.902-2014 и ГОСТ Р 15.301-2016.
Установки обеззараживания воздуха, воды, поверхностей и другое оборудование, применяемое на транспорте, являются сложными техническими изделиями, способными работать в тяжелых климатических условиях, выдерживать вибрационные и ударные нагрузки и совместимыми с электрической сетью транспортного средства. Габариты и масса оборудования, как правило, жестко ограничены. Кроме того, в системе вентиляции и кондиционирования присутствует большое количество пыли, что сильно затрудняет работу общепринятого обеззараживающего оборудования.
Все это, делает разработку транспортных систем обеззараживания сложной комплексной задачей, с которой уже более 10 лет успешно справляются сотрудники конструкторского бюро ООО «ЛитТрансСервис».
Специалистами компании основываясь на многолетнем опыте были проанализированы различные технологии обеззараживания, такие как:
- Фильтрация
- Электропорация
- Фотокатализ
- УФ излучение
На основе многостороннего анализа было выявлено, что для применения на транспорте наиболее безопасно, эффективным и надежными способом является обеззараживание воздуха ультрафиолетовым излучением.
Технология ультрафиолетового обеззараживания воздуха, воды и поверхности основана на бактерицидном действии УФ излучения. Ультрафиолетовое излучение – электромагнитное излучение с длиной волны в диапазоне от 100 до 400 нм. Различают несколько участков спектра ультрафиолетового излучения, имеющих разное биологическое воздействие: УФ-A (315–400 нм), УФ-B (280–315 нм), УФ-C (200–280 нм), вакуумный УФ (100–200 нм).
Из всего УФ диапазона участок УФ-С часто называют бактерицидным из-за его высокой обеззараживающей эффективности по отношению к бактериям и вирусам. Максимум бактерицидной чувствительности микроорганизмов приходится на длину волны 265 нм.
Обеззараживание УФ излучением – это физический метод обеззараживания, основанный на фотохимических реакциях, которые приводят к необратимым повреждениям ДНК и РНК микроорганизмов. В результате микроорганизм погибает, либо теряет способность к размножению (инактивируется).
Технология УФ обеззараживания может применяться как в системах водоподготовки и водоотведения, так и при обеззараживании воздуха и поверхностей.
Основные преимущества УФ технологии:
- высокая эффективность обеззараживания в отношении широкого спектра микроорганизмов: бактерии, вирусы (включая COVID-19) и цисты простейших;
- отсутствие влияния на физико-химические и органолептические свойства воды и воздуха, не образуются побочные продукты, нет опасности передозировки;
- низкие капитальные затраты, энергопотребление и эксплуатационные расходы;
- УФ установки компактны и просты в эксплуатации, не требуют специальных мер безопасности.
Основными промышленно применяемыми источниками УФ излучения являются ртутные лампы высокого давления и газоразрядные лампы низкого давления, которые бывают двух разновидностей – ртутные и амальгамные, а также светодиоды. Тем не менее применение ртутных ламп на транспорте недопустимо из-за требований безопасности ввиду сильной токсичности ртути. Поэтому компания ООО «ЛитТрансСервис» применяет только амальгамные лампы собственной разработки, специально спроектированные для применения на транспорте.
Амальгамные лампы обладают высокими показателями КПД (35 % против 9 – 12 % ламп высокого давления) и ресурса, что позволяет создавать, на их основе, энергоэффективное оборудование. Кроме того, амальгамные лампы не содержат в явном виде и поэтому безопасны при повреждении.
Многие производители бактерицидных ламп используют стандартное кварцевое стекло что приводит к генерации озона при работе лампы. Это недопустимо в случае обеззараживания воздуха в присутствии пассажиров. Компания ООО «ЛитТрансСервис» в своих лампах применяет специальный кварц с добавками, препятствующими генерации озона.
В отдельных случаях, при применении на транспорте, электрическая мощность ограничена, поэтому даже применение мощных амальгамных ламп эффективность может быть недостаточной, для решения данной проблемы компания ООО «ЛитТрансСервис» применяет специальные покрытия, усиливающие действия обеззараживания.
Усиление эффективности обеззараживания
Для увеличения эффективности обеззараживания разработано и применяется специальное покрытие внутренних стенок камеры обеззараживания, обеспечивающее усиление интенсивности УФ-излучения до 30 %. Отражающие свойства различных материалов в отношении УФ-излучения хорошо известны, но основной вопрос в реализации нанесения долговечного покрытия на металлический корпус. Запатентованное компанией «ЛитТрансСервис» решение позволяет успешно решать эту задачу.
Для обеспечения дополнительного эффекта обеззараживания и одновременно предотвращения выхода УФ-излучения за пределы УФ-модуля используются специальные решетки с фотокаталитическим покрытием на основе диоксида титана.
УФ-лучи попадая, на поверхность решеток вызывают каталитические процессы с образованием короткоживущих радикалов, которые воздействуют на оболочки микроорганизмов, вызывая их гибель.
Испытания
Использование технологии УФ обеззараживания позволяет создать оборудование, которое удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к агрегатам как для железнодорожных, так и для автомобильных транспортных средств.
В процессе разработки применяются многочисленные НОУ-ХАУ, которые позволяют создать совершенный продукт, не имеющий аналогов.
Процесс разработки оборудования требует проведения большого числа испытаний:
- проверка на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам
- проверка на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам
- проверка электромагнитной совместимости
- проверка электробезопасности
- проверка пожарной безопасности
- лабораторные испытания биобезопасности и эффективности обеззараживания
- натурные испытания опытных образцов
- эксплуатационные испытания в штатном режиме эксплуатации
По итогам каждого вида испытаний специализированной организацией выдается протокол.
По завершении испытаний проводится приемочная комиссия с привлечением ведущих специалистов НИИ, представителей заводов изготовителей транспортных средств и эксплуатирующих организаций. После подписания акта приемочной комиссии налаживается серийное производство оборудования.
В среднем от замысла до постановки на производство новой модели проходит 2 года.